Образовательные услуги

Коммерческие услуги



Исследование рулевого привода ЛА специального назначения

     В настоящее время многочисленные научные и производственные организации, как за рубежом, так и в отечественной промышленности ведут исследования, чтобы найти более совершенные типы электрогидравлических приводов и устройств, полностью удовлетворяющих условиям их работы на летательных аппаратах и обладающих высокой надёжностью.
     Летательный аппарат ракетного двигателя на твёрдом топливе благодаря быстродействию и простоте устройства (а следовательно, надёжности) является наиболее подходящим или даже незаменимым средством современной авиации. К органам управления вектором тяги ракетного двигателя предъявляются повышенные требования в отношении массовых характеристик конструкции при обеспечении надёжности, эффективности и минимальных потерь удельного импульса двигательной установки, в обеспечении необходимых управляющих усилий на активном участке траектории полёта, в обеспечении наибольшей эффективности органа управления во всём диапазоне его рабочих параметров, в наименьших потерях осевой тяги двигателя при работе органа управления.
     Исследование и проектирование основных изделий летательных аппаратов на основе экспериментальных данных и математического моделирования очень трудоёмкая работа с большими временными и материальными затратами.
     На сегодняшний день разработано достаточно много математических моделей, которые с той или иной степенью адекватности описывают физические процессы, протекающие во время работы электрогидравлических рулевых приводов летательных аппаратов. Переход от линейных моделей к нелинейным моделям позволяет приблизить результаты теоретических исследований к результатам, полученным при проведении экспериментальных исследований. Численные исследования и проведение экспериментов позволяют разработать инженерную методику расчёта и проектирования электрогидравлических рулевых приводов летательных аппаратов.

 Несмотря на внешнюю простоту усилителя в струйном каскаде РМ протекают сложные гидромеханические процессы, в результате которых в статических характеристиках присутствуют такие нелинейности как гистерезис в характеристике управления, нелинейная расходно-перепадная характеристика, влияние обратной струи на перемещение струйной трубки. На рис. 4-6 хорошо представлены картины течения в струйном каскаде, где можно увидеть зону обратных токов, и эпюра давления набегающего потока на струйную трубку.

     

     Для применения экспериментальных данных в теоретическом исследовании необходимо выполнить статистический анализ. Статистический анализ был проведён согласно методике, которая хорошо представлена в книге Ваулина, Валиева «Низкотемпературные твёрдотопливные газогенераторы».

     Разработана математическая модель рулевого привода летательного аппарата, которая учитывает такие нелинейности как «люфт» в силовой проводке, гистерезис в характеристики управления и нелинейная расходно-перепадная характеристика. Выполнен предварительный анализ адекватности предложенной математической модели экспериментальным данным, полученными в Гос. рак. центре им. Ак. Макеева.


     Для выполнения последней поставленной цели предлагается за счёт небольшого изменения в конструкции СГРМ улучшить динамические характеристики (увеличить диапазон рабочих частот привода). В экспериментальных отчётах не раз упоминалось о том, что при повышении давления на сливе из РМ частота среза смещается на более высокие частоты работы привода. Однако дальше эту идею разрабатывать перестали.



     Сотрудники:

1. Галлямов Ш.Р.
2. Месропян А.В.
3. Целищев В.А.